Консультация
воспитателям «Формирование культуры поведения у дошкольников в процессе
приобщения к музыкальной культуре»
Формирование культуры человека происходит под воздействием
разных видов искусства, но наиболее сильное эмоциональное воздействие на
ребёнка в дошкольном возрасте оказывает музыка. В процессе музыкального
восприятия ребёнок переживает всё, что связано с восприятием красоты
художественного и музыкального образа, чувств, мыслей. Дети учатся
вслушиваться, сравнивать, оценивать. У них зарождается интерес, предпочтения,
желание ещё раз послушать любимую музыку.
Задачи музыкального воспитания предполагают работу в воспитании положительных
нравственных качеств у дошкольников. Развитие аккуратности, исполнительности,
уважительного отношения друг к другу возможно через ознакомление с музыкальными
произведениями, разучиванием танцев, сценок.
Изучение правил поведения (в процессе проведения музыкального
занятия) может присутствовать в любом виде музыкальной деятельности, только
формы воплощения будут разные.
Как
можно изучать правила поведения на музыкальных занятиях?
В
различных гимнастиках (артикуляционной, дыхательной, пальчиковой) правила
поведения могут быть в тексте упражнений. Например, пальчиковая гимнастика:
«Чтобы сильным нам стать – мы зарядку делаем!»
Каждое музыкальное занятие у нас начинается с приветствия. Есть
несколько разных форм приветствия, которые помогают изучить правила этикета –
приветствовать друг друга при встрече. Самое простое – это пропевание слов
приветствия: «Здравствуйте», «Доброе утро». Можно импровизировать на основе
музыкальных игр, например, «Приветствие»: дети двигаются по залу в разных
направлениях, по окончанию музыки здороваются, предложить детям следующий
игровой приём: поздороваться по-кошачьи, собачьи, разучить песенки приветствия
«День добрый», «Если добрый день с утра» и др. Такими же играми можно завершить
занятие, только вместо приветствия – использовать слова прощания. Слова
приветствия используются для развития чистого интонирования, игровой
приём-пение приветствия закрытым ртом, в заданном ритме, тихо-громко,
отрывисто-протяжно.
Восприятие
музыки так же решает несколько задач: овладение элементарными представлениями о
музыке, как о виде искусства - о выразительных средствах (мелодии, метроритме,
темпе, динамике, регистрах и т.д.), о простейших музыкальных жанрах и более
сложных, о видах музыки. Кроме этого, мы можем знакомить детей с правилами
этикета, через прослушивание музыкальных произведений. Прослушивая различные
музыкальные произведения, мы можем услышать в музыке и обсудить положительные и
отрицательные черты характера человека. (Капризуля, Три подружки, Резвушка, Две
плаксы, Болтунья)
Кроме решения задач в процессе слушания музыки, мы решаем задачи
и в процессе певческой деятельности, таких как – развитие интереса и желания
слушать песни разных жанров и исполнять самостоятельно хорошо знакомые песни,
овладение основными певческими навыками, а также навыками хорового пения,
исполнение песни в соответствии с характером, содержанием, выразительными
средствами. Здесь же мы реализуем задачи по изучению правил этикета, используя
произведения, в которых поётся о правилах поведения и положительных качествах
(«Дружба крепкая» М. Пляцковский, Б. Савельев, «Песенка друзей» В. Быстряков).
В любой музыке есть два взаимосвязанных компонента: слово и музыка. Правила
поведения могут содержаться в текстах песен. Таким образом, кроме работы над
певческими навыками, мы работаем и над изучением правил поведения.
Работа над культурой поведения проходит благоприятно и благодаря развитию
творческих способностей, которая может идти по нескольким направлениям:
накапливание и обогащение музыкальных впечатлений детей, развитие творческого
воображения, побуждение к импровизации игровых образов с использованием
доступных средств выразительности. Игровые образы могут воплощать в себе разные
черты, и мы тоже можем ставить перед собой задачу – закрепить правильное
поведение в процессе реализации определённого образа.
Особое внимание хотелось уделить культуре поведения в разделе
музыкально-ритмических движений. Тут, как и в песенном творчестве, можно
рассмотреть две составляющие. Первая составляющая – это работа над правилами
поведения во время танцев. Под этим понимается приучение детей к культуре танца
(приглашение на танец, культура движений во время танца, правильное
расположение во время танца, сохранение рисунка танца). Роль мальчика и роль
девочки в танцах неоднозначна. Кроме разных движений дети знакомятся с
общепринятыми в обществе правилами поведений. Мальчик приглашает девочку на
танец – провожает её, мальчик «ведёт» девочку по кругу и так далее. (Танец
«Приглашение»). Вторая составляющая – работа над образом танца. Характерные
образы, которые мы исполняем во время танца бывают положительными и
отрицательными, так через эмоциональную сферу мы побуждаем детей задуматься о
поступках образа. (Пляска «Поссорились – помирились) В понятии «коммуникативные
танцы» основополагающим является этикет. Дети учатся общаться, дружить,
взаимодействовать друг с другом. Взаимодействовать не только с теми детьми,
которые нравятся, но и с теми, которые не очень приятны. (Игротанцы «Ладушки»,
«Я тебя люблю», «Я от тебя убегу» и др.)
Формирование культуры поведения у дошкольников в процессе
приобщения к музыкальной культуре - наиболее эффективная форма работы с детьми
в этом направлении, так как усвоение материала происходит при помощи
воздействия на эмоциональную сферу ребёнка.
Музыка для слушания и пения:
- "Болтунья" муз. В. Волкова (слушание)
- "Две плаксы" Е.Гнесина (слушание)
- "Капризуля" (слушание)
- Танец "Приглашение"
- "Резвушка" (слушание)
- "Три подружки" Д.Б. Кабалевский (слушание)
- "Ладушки"
- Игра "Поссорились - подружились"
- Игра "Как тебя зовут"
-"К нам гости пришли"