Консультация воспитателям «Формирование культуры поведения у дошкольников в процессе приобщения к музыкальной культуре»

Формирование культуры человека происходит под воздействием разных видов искусства, но наиболее сильное эмоциональное воздействие на ребёнка в дошкольном возрасте оказывает музыка. В процессе музыкального восприятия ребёнок переживает всё, что связано с восприятием красоты художественного и музыкального образа, чувств, мыслей. Дети учатся вслушиваться, сравнивать, оценивать. У них зарождается интерес, предпочтения, желание ещё раз послушать любимую музыку.

Задачи музыкального воспитания  предполагают работу в воспитании положительных нравственных качеств у дошкольников. Развитие аккуратности, исполнительности, уважительного отношения друг к другу возможно через ознакомление с музыкальными произведениями, разучиванием танцев, сценок.

Изучение правил поведения (в процессе проведения музыкального занятия) может присутствовать в любом виде музыкальной деятельности, только формы воплощения будут разные.

Как можно изучать правила поведения на музыкальных занятиях?

В различных гимнастиках (артикуляционной, дыхательной, пальчиковой) правила поведения могут быть в тексте упражнений. Например, пальчиковая гимнастика: «Чтобы сильным нам стать – мы зарядку делаем!»

Каждое музыкальное занятие у нас начинается с приветствия. Есть несколько разных форм приветствия, которые помогают изучить правила этикета – приветствовать друг друга при встрече. Самое простое – это пропевание слов приветствия: «Здравствуйте», «Доброе утро». Можно импровизировать на основе музыкальных игр, например, «Приветствие»: дети двигаются по залу в разных направлениях, по окончанию музыки здороваются, предложить детям следующий игровой приём: поздороваться по-кошачьи, собачьи, разучить песенки приветствия «День добрый», «Если добрый день с утра» и др. Такими же играми можно завершить занятие, только вместо приветствия – использовать слова прощания. Слова приветствия используются для развития чистого интонирования, игровой приём-пение приветствия закрытым ртом, в заданном ритме, тихо-громко, отрывисто-протяжно.

Восприятие музыки так же решает несколько задач: овладение элементарными представлениями о музыке, как о виде искусства - о выразительных средствах (мелодии, метроритме, темпе, динамике, регистрах и т.д.), о простейших музыкальных жанрах и более сложных, о видах музыки. Кроме этого, мы можем знакомить детей с правилами этикета, через прослушивание музыкальных произведений. Прослушивая различные музыкальные произведения, мы можем услышать в музыке и обсудить положительные и отрицательные черты характера человека. (Капризуля, Три подружки, Резвушка, Две плаксы, Болтунья)

Кроме решения задач в процессе слушания музыки, мы решаем задачи и в процессе певческой деятельности, таких как – развитие интереса и желания слушать песни разных жанров и исполнять самостоятельно хорошо знакомые песни, овладение основными певческими навыками, а также навыками хорового пения, исполнение песни в соответствии с характером, содержанием, выразительными средствами. Здесь же мы реализуем задачи по изучению правил этикета, используя произведения, в которых поётся о правилах поведения и положительных качествах («Дружба крепкая» М. Пляцковский, Б. Савельев, «Песенка друзей» В. Быстряков). В любой музыке есть два взаимосвязанных компонента: слово и музыка. Правила поведения могут содержаться в текстах песен. Таким образом, кроме работы над певческими навыками, мы работаем и над изучением правил поведения.

Работа над культурой поведения  проходит благоприятно и благодаря развитию творческих способностей, которая может идти по нескольким направлениям: накапливание и обогащение музыкальных впечатлений детей, развитие творческого воображения, побуждение к импровизации игровых образов с использованием доступных средств выразительности. Игровые образы могут воплощать в себе разные черты, и мы тоже можем ставить перед собой задачу – закрепить правильное поведение в процессе реализации определённого образа.

Особое внимание хотелось уделить культуре поведения в разделе музыкально-ритмических движений. Тут, как и в песенном творчестве, можно рассмотреть две составляющие. Первая составляющая – это работа над правилами поведения во время танцев. Под этим понимается приучение детей к культуре танца (приглашение на танец, культура движений во время танца, правильное расположение во время танца, сохранение рисунка танца). Роль мальчика и роль девочки в танцах неоднозначна. Кроме разных движений дети знакомятся с общепринятыми в обществе правилами поведений. Мальчик приглашает девочку на танец – провожает её, мальчик «ведёт» девочку по кругу и так далее. (Танец «Приглашение»). Вторая составляющая – работа над образом танца. Характерные образы, которые мы исполняем во время танца бывают положительными и отрицательными, так через эмоциональную сферу мы побуждаем детей задуматься о поступках образа. (Пляска «Поссорились – помирились) В понятии «коммуникативные танцы» основополагающим является этикет. Дети учатся общаться, дружить, взаимодействовать друг с другом. Взаимодействовать не только с теми детьми, которые нравятся, но и с теми, которые не очень приятны. (Игротанцы «Ладушки», «Я тебя люблю», «Я от тебя убегу» и др.)

Формирование культуры поведения у дошкольников в процессе приобщения к музыкальной культуре - наиболее эффективная форма работы с детьми в этом направлении, так как усвоение материала происходит при помощи воздействия на эмоциональную сферу ребёнка.

Музыка для слушания и пения:

- "Болтунья" муз. В. Волкова (слушание)

- "Две плаксы" Е.Гнесина (слушание)

- "Капризуля" (слушание)

- Танец "Приглашение"

- "Резвушка" (слушание)

- "Три подружки" Д.Б. Кабалевский (слушание)

- "Ладушки"

- Игра "Поссорились - подружились" 

- Игра "Как тебя зовут"

-"К нам гости пришли"


- "Доброта на ладошке"

- "Дорога добра"

- Песенка о доброте

- Песня о добре

- "Что такое доброта"

- "Если добрый ты"

- "Всем советуем дружить"

- Песенка про улыбку

Видео песни\мультфильмы о доброте, дружбе и правилах поведения:

- Правила поведения в театре

- "Волшебные слова

- Кукутики-Нехочуха, вредина

- Хорошие слова

- "Что такое доброта"

- Игра "Я от тебя убегу..."

- "Есть у солнышка друзья"
...