«Применение ТРИЗ и РТВ как средство развития творческого мышления и воображения у дошкольников»

Одной из эффективных педагогических технологий для развития творчества у детей является ТРИЗ и РТВ (Теория решения изобретательских задач и развитие творческого воображения). Она представляет собой уникальный инструмент для поиска оригинальных идей, развития творческого мышления, формирования творческой личности, доказательством того, что творчеству можно и нужно обучать.

При использовании элементов ТРИЗ заметно активизируются  творческая и мыслительная активность у детей, так как ТРИЗ учит мыслить системно, с пониманием происходящих процессов и находить свое решение. Изобретательство выражается в творческой фантазии, придумывании чего-то, что потом выразится в различных видах музыкальной деятельности – двигательной и инструментальной импровизации, песенном творчестве.

ТРИЗ на музыкальных занятиях помимо своей основной задачи – развитие памяти, воображения, творческости, эмоциональной отзывчивости - имеет и другую, не менее важную задачу: формирование  и развитие музыкальных способностей: ладового, тембрового, динамического, ритмического чувства; музыкально –слуховых представлений; музыкально - двигательной активности, разнообразия и выразительности.

Музыкально-дидактические игры с элементами ТРИЗ – отличный способ в привычной для ребенка игровой деятельности активизировать творческое мышление и воображение ребенка.

Но для того, чтобы начать фантазировать у ребенка должны быть знания и некоторый опыт. Фантазия возникает на базе реальности. Чем богаче знания и опыт, тем богаче воображение.

В музыкальной деятельности на занятиях,  самостоятельной, совместной предлагаем использовать следующие методы и приемы ТРИЗ и РТВ:

МЕТОД МОРФОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА

 

Морфологический анализ - один из методов перебора вариантов, способствующих активизации творческих процессов и преодолению инертно­сти мышления. Выполнить морфологический анализ можно в форме морфологической до­рожки, составив рассказ об объекте по алгоритму. Это эффективно работает в разделе «Слушание музыки», когда дети с трудом подбирают слова для характеристики музыкальных произведений. С помощью морфологической дорожки, дети начинают размышлять, рассуждать о характере и содержании музыкального произведения, о выразительных средствах с небольшой образной подсказкой – символическим изображением ИМЕНИ признака. Традиционная педагогика строится в основном на обозначении ЗНАЧЕНИЯ 

признака, а потом пытается сообщить детям ИМЯ этого признака.

 

Морфологическая дорожка «Расскажи о музыке»

 

Систематизация большого количества объектов, в данном случае - музыкальных инструментов по одному или нескольким параметрам.

 

Морфологическая таблица «Расскажи об инструменте»

 

Выполнить морфологический анализ можно с помощью кругов Луллия.


 

Система игровых заданий и упражнений, разработана на основе изобретения французского монаха Раймунда Луллия, он в 13 веке создал логическую машину в виде бумажных кругов. Суть головоломки колец Луллия заключается в соединении пар путём прокручивания колец игры. Для работы с дошкольниками целесообразно использовать не более 3 кругов разного диаметра с количеством секторов от 4 до 8.

Тренинги с Кругами Луллия можно проводить на музыкальных занятиях так и вне занятий в качестве игровых упражнений (индивидуально или с подгруппами детей).

Перед Вами Круг Луллия, состоящий из двух разных по диаметру кругов нанизанных на стержень. Сверху установлена стрелка. Круги разделены на одинаковое количество секторов. На секторах  располагаются картинки (музыкальные инструменты и ритмы). Круги и стрелка свободно двигаются. Любой желающий может получить разные комбинации картинок, расположенных на секторах, и объединить, путем проигрывания выпавшего ритма на каком-то музыкальном инструменте.

Второй круг Луллия состоит из одного круга с 5 секторами, на которых так же располагаются картинки музыкальных инструментов. При раскручивание стрелка указывает на один из предложенных инструментов, о котором нужно составить описательный рассказ с помощью опорной таблицы «Расскажи-ка».

 

Данные взаимодействия способствует развитию мелкой моторики, обогащению словарного запаса ребёнка, мышления,  а также кольца помогают устроить проверку уже имеющихся у детей знаний и закрепить их.

 

 

 


 

МЕТОД СИСТЕМНОГО АНАЛИЗА (СИСТЕМНЫЙ ОПЕРАТОР)

Метод помогает сформировать целостную картину мира, развивает «многоэкранное» мышление, так как учит видеть взаимодействие объектов в единстве и противостоянии, осознавать движение времени, а также понимать и оценивать роль и место каждого объекта.

 

Игра Паровозик времени

Цель: учить детей определять и прослеживать линии развития объекта.

 

С помощью паровозика времени можно познакомить детей с тем, как выглядел инструмент в прошлом, его классический вариант и инструмент будущего – цифровой аналог. При этом есть возможность  детям услышать, как звучат эти инструменты.

 

Изучая характер звучания различных инструментов, можно использовать МЕТОД СИМВОЛИЧЕСКОЙ ЗВУКОВОЙ АНАЛОГИИ для поиска сходства со звучанием живых и неживых объектов. Например: звук валторны напоминает трубный рёв оленя или быка, а флейта – голос птички. Такие упражнения расширяют круг ассоциативных связей, доступных ребёнку, развивают слуховую память, тембровое чувство, творческое воображение.

Например, симфоническая музыка «Петя и волк» композитора Сергея Прокофьева написана для того, чтобы познакомить детей с инструментами симфонического оркестра. Здесь использован МЕТОД СИМВОЛИЧЕСКОЙ ЗВУКОВОЙ АНАЛОГИИ

Какие инструменты характеризуют героев сказки?

-Дедушка -фагот

-Птичка -флейта

-Утка-гобой

-Кошка-кларнет

-Волк -валторна

 

В разделе «Пение» очень удачно на занятиях проходят приемы разучивания и исполнения песен по схемам по МЕТОДУ СИМВОЛИЧЕСКОЙ АНАЛОГИИ И МНЕМОДОРОЖЕК. Дети видят ассоциации к тем или иным словам песни и легко запоминают их.

По тому же методу символических аналогий построены и оркестровые партитуры, помогающие детям запомнить сложные оркестровые партии.

ПО МЕТОДУ СИМВОЛИЧЕСКОЙ АНАЛОГИИ интересно может проходить на занятиях словесная игра «Хорошо – плохо» Можно порассуждать  с детьми о том, например, что осень – это хорошо или плохо? Плохо – почему? (Потому, что холодно, идут дожди) Хорошо – почему? (Потому, что собирают урожай и т. п.)

Учить детей определять качества и свойства предмета; выделять в предметах и объектах окружающего мира положительные и отрицательные стороны; развивать логическое мышление, речь поможет игра «Черный и белый домик» .

Воспитатель поднимает карточку с изображением белого домика, и дети называют положительные качества объекта, затем поднимает карточку с изображением черного домика и дети перечисляют отрицательные качества.

Например: ПИАНИНО

ХОРОШО: красивое, блестящее, можно играть веселую музыку, на него ставят цветы, в него можно смотреться, как в зеркало.

ПЛОХО: тяжелое, играет слишком громко, надо постоянно вытирать пыль, занимает много места.


 

МЕТОД СИНЕКТИКИ, ЭМПАТИИ

Возможности метода – незнакомое сделать знакомым, а привычное – чуждым. В основе такой работы лежит прием эмпатии – личностного уподобления, способности ребенка отождествлять себя с кем-либо или чем-либо, уметь сопереживать объекту.

Пример использования данного приема в музыкальной деятельности заключается в следующем: дети в движениях перевоплощаются в героев одноименных музыкальных произведений, например: в клоунов грустных и веселых под музыку Д. Кабалевского «Клоуны»; в смелого, преодолевшего все преграды наездника в пьесе «Смелый наездник» Шумана или в прекрасного Лебедя в одноименном произведении Сен-Санса. Ребенок показывает несложные движения и говорит, что он чувствует. Музыка при этом действует на весь организм, а он в свою очередь на действие музыки. Ведь восприятие и понимание музыкальных произведений заключается в ощущении ее связками, мышцами, движением, дыханием.

Возможна и словесная эмпатия, когда ситуация, музыка, композитор или музыкальный инструмент воспринимаются с другой точки зрения. Даётся задание перевоплотиться:

а)придумать рассказ от лица … (называется как одушевленный, так и неодушевленный объект) например, заболевшей куклы (П. И. Чайковский «Болезнь куклы») ;

б) Описать словами, что думает она, (заболела, или обрадовалась, или торопится, или ему-ей одиноко…почему, как вы думаете).

 

МЕТОД МОЗГОВОГО ШТУРМА

можно использовать на музыкальном занятии, для активизации мыслительных операций, развития ассоциативных связей, как групповое и индивидуальное обсуждение разнообразных проблемных ситуаций. Например, нужно придумать и сочинить необычную музыку, а музыкальных инструментов нет. Как быть? Что же делать? То есть, ставится некая задача, решение которой дети предлагают сами. Главное в том, чтобы ребенок сам мог выдвигать разные, даже самые невероятные и нереалистические идеи и решения.

 


 

МЕТОД ТИПОВОГО ФАНТАЗИРОВАНИЯ

Развивать образное мышление детей при помощи игры в «превращения». В основе лежат мыслительные операции представления объектов посредством игнорирования фундаментальных законов природы. Основным механизмом типового приема фантазирования  является доведение до крайней степени проявление какого – либо признака или его полное уничтожение. Дробления-Объединения, Времени, Увеличения- Уменьшения, Наоборот, Оживления-Окаменения. Примерами таких «превращений» будут Игра -  приветствие « Поздороваться как мышка или как медведь», игра “Великаны и Гномы”, игра «Звездочки и роботы», «Волк и козлята», исполнение детьми свободных игротанцев  на утренниках («Двигайся – замри», «Круги и квадраты»).

Занятия с применением элементов ТРИЗ и РТВ являются эффективным средством развития активного творческого мышления у дошкольников, оказывают значимое влияние на развитие других психических процессов и личности в целом. Развитие творческого мышления влияет на расширение индивидуального опыта ребёнка и организацию детской деятельности, что позволяет обеспечить творческое применение полученных знаний, способствует повышению активности, расширяет кругозор и словарный запас. Все это предоставляет дошкольникам возможность успешной самореализации не только в музыке, но и других видах деятельности.

 

 

 

 

 

 

Музыкально – дидактические игры по ТРИЗ

«Что умеет делать?»

Правила игры

Объект отгадать с помощь загадки. Дети должны определить, что умеет делать объект или что можно сделать с его помощью.

Ход игры

Музыкальный руководитель: Что может деревянная ложка?

Дети: Ложкой едят, мешают еду в кастрюле. Деревянную ложку можно разрисовать красками. На деревянных ложках можно играть музыку (стучать).

 

«Мои друзья»

Правила игры

Музыкальный  руководитель предлагает одним детям взять деревянные инструменты (заместители) – ложки, палочки, кубики, «копытце», другим детям металлические инструменты – колокольчики, треугольники. Музыкальный руководитель выбирает любое свойство этих инструментов и называет его. Дети, музыкальные инструменты (заместители) которых имеют это свойство, играют на нём.

Ход игры.

Музыкальный руководитель: Я - дождик. Мои друзья – лёгкие капельки, которые скачут по лужам.

Играют дети, у которых колокольчики и треугольники.

Музыкальный руководитель: Я – лошадка. Мои друзья копытца, которые скачут по дорожке.

Играют дети с деревянными музыкальными инструментами (заместителями).


 

«Чем был – чем стал»

Правила игры

Музыкальный руководитель называет материал, а дети называют объект материального мира, в котором этот материал присутствует.

Ход игры

Музыкальный руководитель: Это было деревом, а чем оно стало для музыканта?

Дети: Музыкальными инструментами – ложки, балалайка, фортепиано, скрипка.

 

 

«Что интереснее»

(авторская разработка Бартеневой И.Г.)

Ход игры

Музыкальный руководитель играет одну ноту на фортепиано: Что вы слышите?

Дети: Один звук.

Музыкальный руководитель: Что можно с ним сделать?

Дети: Спеть, сыграть.

Музыкальный руководитель играет мелодию: Что вы слышите?

Дети: Мелодию.

Музыкальный руководитель: Что можно с ней сделать?

Дети: Спеть, сыграть.

Музыкальный руководитель: А что интереснее петь и играть?

Дети: Несколько звуков, потому что может получиться песня.

«На что похоже»

(авторская разработка Бартеневой И.Г.)

Правила игры

Музыкальный руководитель называет геометрическую фигуру, а дети называют, какой музыкальный инструмент похож на него.

Ведущий просит объяснить, почему похожи  названные музыкальный инструменты и геометрическая фигура.

Музыкальный руководитель показывает карточку, на которой изображён треугольник.

Дети: Балалайка, музыкальный треугольник.

Музыкальный руководитель: Почему?

Дети: Эти инструменты треугольные.

Музыкальный руководитель. показывает карточку с кругом.

Дети: Барабан, бубен.

Музыкальный руководитель: Почему?

Дети: Они круглые.

 

«Теремок»

( игра на развитие тембрового чувства и звукоподражания )

Правила игры

Музыкальный руководитель выполняет роль ведущего. Каждый приходящий в теремок сможет туда попасть, если исполнит ключевые слова: «Тук-тук. Кто, кто в теремочке живёт?» в соответствии с выбранным образом. Ведущий определяет точность исполнения. Число участников не ограничено.


 

«Волшебные картинки»

( игра на развитие образного мышления, фантазии )

Правила игры

Дети садятся по-турецки. Звучит музыка и дети пальчиком в воздухе «рисуют» картину. После игры рассказывают, что они «нарисовали».

 

 

 «Колобок»

Ход игры

В «волшебном» мешочке лежат мячик, кубик, треугольник из пластмассы. Играющий выбирает на ощупь фигуру и поёт:

Колобок, колобок,

У тебя круглый (треугольный, квадратный) бок.

 

 

«Кого встретил колобок»

( игра на развитие тембрового чувства )

Ход игры

Дети стоят по кругу, в середине водящий с мячом – « колобком». Водящий  бросает играющим мяч и называет персонажа из сказки: заяц, медведь, волк, дед, баба, лиса. Тот, кто ловит мяч, должен проговорить «Колобок, колобок, я тебя съем» голосом с интонацией предложенного персонажа.


 

«Раньше – позже»

Цель

Учить определять временную зависимость, умение логически мыслить.

Ход игры

Ведущий называет ситуацию, а дети говорят, что было до этого или что будет позже.

Например: в театре зазвучала музыка.

Вопрос: что было до этого? или что будет после этого?

Предполагаемые ответы: мы собирались в театр; началось представление.

Ведущий выбирает ответ и последующие  вопросы  исходят из новой ситуации.

Например: Как мы собирались в театр? Что одевали? Как добирались до театра? или С музыкой или без музыки шёл спектакль? Про кого был спектакль?

 

«Узнай меня»

Цель: учить описывать музыкальный  инструмент (заместитель).

Ход игры

Сначала музыкальный руководитель, а потом ребёнок  называет форму, свойства какого-то музыкального инструмента.

Например

- Я круглый, у меня голос громкий, чёткий, со мной хорошо ходить, чтобы я звучал нужны палочки. (барабан)

- У меня много кнопочек, они разного цвета, со мной хорошо петь частушки, плясать,  между одной моей половинкой и второй – заборчик. (гармошка)

«Путаница на концерте»

Цель

Учить подбирать слова по смыслу, убирать лишнее слово.

Ход игры

- Ребята, мне Незнайка рассказал о том, как он ходил в концерт. Но он всё перепутал. Давайте ему поможем.

Игрушка «Незнайка» в руках музыкального руководителя рассказывает:

- В концерте выступали берёзы (артисты).

- После выступления артистов зрители плакали (хлопали).

- На сцене сидело много птиц (музыкантов).

- Ими руководил стул (дирижёр).

 

 

 

 

«Представь себе»

Цель

Развитие воображения.

Ход игры

Музыкальный руководитель задаёт вопрос: «Если бы  на земле были одни барабаны, какая музыка нас окружала?»

«А если одни трубы?»

«А если только гитары?»

 

«Вопрос – ответ»

Цель

Развивать фантазию, умение рассуждать.

Ход игры

Дети стоят в шеренгу. Ведущий поочерёдно бросает мяч ребятам и задаёт вопрос. Если ребёнок возвращает мяч с ответом, он делает шаг вперёд, если ответа нет – остаётся на месте. Выигрывает тот, кто первым дойдёт до конца.

Примерные вопросы

- Кому из музыкантов нужна деревянная палочка?

- Какой музыкант не держит свой инструмент в руках?

- Какой музыкант сильно надувает щёки?

- Кто руками машет, а не музыкант?

- Кто руками машет, а не поёт?

- В неё дуют, а звука нет.

- Кому на сцене нужна палочка?

Ответы могут быть точными, а могут быть с фантазией.

 

«Где мы были мы не скажем, а что делали покажем»

Ход игры

Дети договариваются между собой, кого они будут показывать.

Водящий спрашивает: Где вы были?

Дети отвечают: Где мы были - мы не скажем, а что делали – покажем.

Дети показывают, на чём играет представленный ими музыкант или показывают певца.

 «На чём ты играешь?»

Цель

Развитие логического мышления, видение причинно-следственных связей, научить задавать конкретные вопросы.

Ход игры

Перед ребятами картинка с изображением музыкального инструмента. Водящий стоит за картинкой. Его задача своими вопросами узнать, что это за инструмент.

Например

На картинке изображена скрипка.

- Это ударный (струнный, духовой, клавишный) инструмент.

- У него нежный звук?

- Он играет громко?

- Чем извлекают звук?

«Покажи музыкальный жанр»

(авторская разработка Бартеневой И.Г.)

(игра на закрепление знаний о музыкальных жанрах)

Ход игры

На столе лежат предметы, характеризующие музыкальные жанры: платок, лёгкий шарф, палочки, микрофон. Звучат небольшие музыкальные отрывки марша, танца (полька, вальс, плясовая), песни. Водящий должен выбрать предмет, подходящий к прозвучавшей музыке и выполнить с ним какие-то действия.

Например:

платок - танец

лёгкий шарф – вальс

палочки – марш

Игра  «Путаница»

(авторская разработка Бартенева И.Г.)

 

Ход игры

Вместе со сказочным персонажем (в данной игре «зайка») дети собираются украшать новогоднюю ёлку. Воспитатель предлагает взять шары, бусы, дождик.

«Зайка»: Если мы повесим шары на ёлку, она улетит.

- Ребята, почему зайчик думает, что ёлочка улетит?

(Дети говорят, что заяц перепутал новогодние шары с воздушными.)

«Зайка»: Откуда вы возьмёте зимой дождик? Дождик идёт осенью, летом.

-Ребята, почему зайчик так думает?

(Дети говорят, что заяц перепутал дождик из тучи с новогодним серебристым украшением.)

«Зайка»: Чья же мама отдаст нам свои бусы?

(Дети говорят, что зайчик перепутал бусы, которые носят мамы и бабушки с теми, которые вешают на ёлку.)

«Зайка»: А я не знал, что у ёлки есть свои украшения. Как же они называются?

( Ёлочные.)